Приветствие посетителей ресторана
- Приветствие посетителя ресторана осуществляется не позднее 2 минут с момента его посадки за стол.
- Официант устанавливает позитивный эмоциональный настрой (улыбка) и контакт глаз с гостем.
- Официант должен стоять прямо, руки лучше держать за спиной.
- Расстояние от посетителя должно быть не менее полуметра.
- Если за столом несколько человек, приветствие осуществляется всему столу.
- Если уместно, то важно назвать посетителя по имени (Добрый день, вечер, г-н Иванов). Если человек, которого вы называете по имени, ужинает с дамой, сначала приветствуется дама, а затем – данный гость.
- Правильным приветствием будет: «Доброе утро, день, вечер».
- Так как в состав униформы каждого сотрудника входит значок с именем, называть себя во время приветствия гостя не нужно.
- Во время приветственной фразы будет разумно осуществить легкий кивок головы.
Предложение, принятие заказа на аперитивы.
Перед тем, как подойти к посетителю, проверьте наличие ручки и блокнота. Стойте прямо - в одной руке блокнот, другая рука - за спиной.
- Принятие заказа на напитки осуществляется по часовой стрелке, начиная с дам (первой слева от вас или первой слева от хозяина или хозяйки стола).
- Если за столом присутствует пожилая дама (не хозяйка стола), первым принимается заказ у нее, далее у других дам по часовой стрелке.
- Далее – у мужчин (независимо от возраста). Последним принимается заказ у хозяина или хозяйки стола.
- Если за столом ребенок (примерно от 3-х лет) – первым обслуживается он.
- Обращение по поводу напитков осуществляется официантом всему столу. Правильной фразой предложения напитка является следующая: «Что я могу предложить вам в качестве аперитива»?
- При принятии заказа на напитки:
- используйте технику повышения продаж;
- если гость сомневается, рекомендуйте напитки, используя описательные слова и выражения;
- уточняйте у посетителя все необходимые детали (страна – производитель; температура подачи; со льдом – безо льда; с какими дополнительными кондиментами);
- не рекомендуйте напитки, состав или вкус которых Вы не знаете; не основывайтесь на личных предпочтениях;
- если вы не готовы дать посетителю правильный ответ, попросите разрешение дать вам возможность уточнить данный вопрос у специалиста бара;
- если посетитель просит порекомендовать вино дороже $ 100 или спрашивает про вино, которого нет в списке вин ресторана, пригласите сомелье. Правильной фразой будет: «Позвольте, я приглашу сомелье. Он поможет Вам выбрать вино».
Памятка официанту
- Задачей официанта является вовремя информировать посетителя о напитках, отсутствующих на данный момент. Правильной фразой является следующая: «Приношу свои извинения, в нашей карте напитков (винной карте) сегодня отсутствует (название напитка)». Предложите альтернативу: «Позвольте предложить Вам (название напитка) в качестве альтернативы».
- Запишите заказ (не надейтесь на собственную память). Отметьте дам в бланке приема заказов особым знаком, отметьте первого гостя.
- После принятия заказа, (в обязательном порядке, даже если заказан один напиток), продублируйте заказ (включая все особенные пожелания посетителей).
- Сообщите гостю о времени, через которое будет подан напиток.
- Когда вам необходимо показать тот или иной напиток в карте или дать необходимые рекомендации или разъяснения: не забирайте карту у сидящего за столом, не размахивайте руками. Пользуйтесь речью, а не языком жестов. Используйте открытую ладонь, а не палец.
- Всегда предлагайте альтернативу: «Но есть (название напитка)».
- Не используйте непонятное посетителю выражение «Напиток стоп листа».
Занесение информации о заказанных напитках в Micros или RKeeper
- Информацию о заказе вводит официант, ответственный за данный стол, только в присутствии старшего смены официантов, ассистента менеджера или менеджера ресторана.
- Занося заказ в систему, будьте внимательны.
- При занесении информации о напитках: используйте модификатор для занесения как можно большей информации для сотрудника бара (комнатной температуры; со льдом; с лимоном и т.д.)
- При отсутствии необходимого модификатора, необходимо пробить модификатор «ждать официанта», а также устно передать сообщение сотруднику бара.
- Перед отправкой заказа обязательно проверьте правильность всей введенной вами информации.
- Если с гостем работает сомелье, название вина вводится только после его подтверждения гостем в присутствии сомелье.
Подготовка стола к подаче напитка гостю
- Перед тем, как доставить напиток, подготовьте стол: уберите лишние бокалы (используйте поднос), лишнюю сервировку (если пришло меньше гостей, чем ожидалось)
- Если пришло больше гостей, добавьте необходимые предметы индивидуальной сервировки.
Подготовка, доставка, презентация напитка
- В зависимости от типа напитка, время доставки напитка гостю может варьироваться от 5-ти до 7-ми минут.
- Все заказы официанту отдаются сотрудником бара только при наличии чека, подтверждающего заказ.
- Все напитки сервируются и подаются гостям только с использованием чистого сервировочного подноса.
- Прежде чем взять напиток из бара, необходимо убедиться, что это именно тот напиток, который вы заказывали (особенно вина по бокалам или при наличии особого пожелания гостя).
- Убедитесь в презентабельном виде напитка, а также его сервировки. В случае несоответствия (сколы на бокале, несоответствие ингредиентов требованию гостя, наличие ингредиента, вызывающего аллергическую реакцию у гостя, наличие пыли или остатков пробки в бокале с вином, мутный цвет вина), потребуйте переделать напиток. Информируйте о задержке посетителя.
- Если подается кофе, убедитесь, что кофейная чашка теплая.
- Если подается чай, убедитесь, что чайная чашка теплая, а чайник – горячий (перед тем, как положить чай в чайник, важно осуществить предварительный нагрев чайника).
- При необходимости, до сервируйте напиток для подачи.
- Отвинчивающуюся крышку бутылок с водой (например, «Perrier» или «Voss») необходимо вскрыть, но оставить на горлышке бутылки (окончательное снятие крышки происходит перед тем, как налить напиток гостю).
- При транспортировке держите поднос на одной руке; другой рукой придерживайте поднос для контроля баланса во избежание падения продукции.
- Если на столе есть вещи или документы посетителя, перед подачей нужно спросить разрешения гостя подвинуть данные предметы.
- При подаче напитка, не держите поднос над столом.
- Напитки подаются с правой стороны от сидящего за столом.
- Подача или розлив напитков осуществляется по часовой стрелке, начиная с дам (первой слева от Вас или первой слева от хозяина или хозяйки стола).
- Если за столом присутствует пожилая дама (не хозяйка стола), первой обслуживается она, далее другие дамы по часовой стрелке.
- В том случае, если за столом ребенок (примерно от 3-х лет) – первым обслуживается он.
- Далее – мужчины (независимо от возраста). Последним подается напиток хозяину или хозяйке стола.
- Бокал ставится на 2 см. выше внутреннего прибора (обычно ложка, столовый нож), чашка ставится справа от гостя, на 2 см. выше нижнего (ближнего к гостю) края стола (если есть блюдо)
- Все напитки должны ставиться бесшумно! Стук фарфоровой посуды, стекла и т.д. о поверхность стола, друг об друга недопустим!
- Все напитки ставятся таким образом, чтобы ни вам, ни посетителю не пришлось передвигать их уже на столе.
- Подавая или переставляя бокал или чашку, держите его или ее за нижнюю часть или ножку.
- Прежде чем наливать напиток из бутылки, (в обязательном порядке) спросите на это разрешение у сидящего за столом.
- Если напиток наливается из бутылки, держите бутылку за нижнюю часть (не за горлышко); держите и ставьте бутылку таким образом, чтобы гость всегда видел этикетку с наименованием продукта, содержащегося в ней.
- Подавая напиток, называйте его (получите визуальное или вербальное подтверждение гостя о правильности поданного вами напитка).
- Если гость желает воду со льдом и (или) лимоном, сначала в бокал кладется 3 кубика льда, затем лимон. Только после этого наливается вода.
- Бутылка вина или шампанского презентуется посетителю слева. При подаче вина или шампанского в бутылке, сначала дегустирует, а затем подтверждает напиток гость, заказавший его. Далее – по часовой стрелке.
- При подаче горячих напитков очень важно соблюдать следующие правила:
а) если нет тарелки перед гостем, чашка ставится перед ним;
б) если есть тарелка – справа;
в) ручка чашки и ложка должны располагаться справа, параллельно друг другу («смотреть» на 4 часа);
г) чайник должен располагаться ручкой к тому заказавшему (ручка должна «смотреть» на 4 часа), который (предположительно) будет разливать чай в чашки;
д) при подаче чая называйте время, рекомендуемое для заваривания;
е) предложите свои услуги для розлива чая по чашкам.
28. Во избежание пролива капель напитка, при наливании напитка из бутылки или чайника, пользуйтесь ручником.
29. Коктейль подается трубочкой к сидящему за столом (декор с правой стороны на 2 часа).
30. К свежевыжатым сокам подается трубочка в индивидуальной упаковке и палочка для размешивания.