Магия женской красоты
Каков эталон женской красоты и поменялся ли он с годами? Образ русской женщины в живописи, высказывания о красоте женщины. Скульптурный образ Нефертити, чем поражает Джоконда, портрет Лопухиной.
Последние десятилетия, с их стремительной эмансипацией, заметно изменили наше представление о женской красоте. Наверное, мы многое утратили, начав забывать о том идеале, к которому сотни лет стремились лучшие художники человечества. Нам нужно почаще вспоминать о нем...
ЖЕНЩИНА. Вечная Ева, Она вошла в мир искусства в незапамятные времена, когда никому не ведомый мастер впервые начертил на глыбе камня лик возлюбленной. Летели века, гасли далекие светила, рушились царства. Но все ярче и ярче загорались земные звезды прекрасного. Ни ярость варваров, ни лютый вандализм не могли погасить огонь человеческого духа, извечного стремления к красоте.
Эталон женской красоты
Человек творил. И самые дивные его создания — образы женщин. В них воплотили ваятели
и живописцы жар своих сердец, радость земного бытия. Современный обитатель
Земли утратил веру в древних богов. Но и его не минует очарование бело
мраморных Венеры Милосской и Ники Самофракийской. Скульптурный образ Нефертити (ее имя переводится — «прекрасная
пришла») стал одной из вершин мирового искусства. У разных народов свое
представление о красоте, но египтянка Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV, жившая
на грани XV —XIV веков до нашей эры, осталась образцом красоты, неподвластным времени.
Высказывания о красоте женщины
Словами красоту не передашь. Это прекрасно понимал Лев
Толстой. В полушутливом споре с Тургеневым и Дружининым, кто лучше опишет красоту женщины, он перечеркнул прямолинейные
описания своих оппонентов одной-единственной фразой из Гомера: «Когда Елена
вошла, старцы встали». Умно, дерзко, чуть лукаво, но вместе с тем Толстой как
бы расписывается в бессилии выразить словами живую красоту женщины.
Рафаэля принято считать певцом женской красоты. Однако женщины, которых мастер был вынужден писать
по заказу, далеко не всегда соответствовали его представлению о прекрасном. «И
я скажу Вам,— признавался он в письме к другу, писателю Бальдассаре Кастильоне,
— что для того, чтобы написать красавиц... я пользуюсь некоторой идеей, которая
приходит мне на мысль. Имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но
очень стараюсь его достигнуть». Свое представление о прекрасном художник в той
или иной мере выразил во всех своих произведениях, но полнее всего - в изображении мадонн. Он
написал более 20 мадонн, начиная с юношеской картины «мадонна
Конестабиле» и заканчивая «Сикстинской мадонной», бывшей одним из самых
совершенных творений Рафаэля. В различные периоды истории искусства она была
своеобразным эталоном, по которому
определялось качество художественного произведения. Весь облик мадонны, с одной
стороны, — строгий и торжественный, а с другой — мягкий и женственный, бесконечно
трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.
Чем поражает Джоконда?
Сложностью выражения, глубиной душевной жизни, обнаруживающей себя в многозначительной
полуулыбке, взгляде, погруженном вдаль, но готовом откликнуться, и сиюминутности.
Разве можно сказать, что Мона Лиза безукоризненно красива? Но манит, притягивает,
сводит с ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет сложные и простые души.
Образ русской женщины в живописи
Старинный русский портрет... Прошло почти два века с тех
пор, как Боровиковским написан портрет Лопухиной. Но он по-прежнему
притягателен. В Третьяковской галерее мы спешим к нему, чтобы увидеть лицо, в
котором все не просто, хотя и кажется доступным. Оно влечет и беспокоит, смущает
взглядом карих глаз, направленным куда-то мимо, но верно достигающим цели.
Столь силен импульс, сообщенный ему живописцем. Простое белое платье. Но нак же
сложен этот белый цвет, сколько в нем сероватого, жемчужного, золотистого. А
голубой цвет пояса, свободно охватывающего стан, — в складках томнее, на сгибах
— ярче, один оттенок, другой, третий. Семь градаций тона, зато получилось так,
как он хотел,— небесная лазурь, символ вечной юности, совершенства.
Образ женщины в поэзии
Через девяносто лет после ее смерти поэт Яков Полонский, увидев портрет в Москве, в доме племянницы
Лопухиной, написал такой экспромт: