Запретный плод всегда сладок
Запретный плод всегда сладок - психология интимных отношений подростков. Взрослые все еще «ломают копья» над вопросами: когда, что и как нужно узнавать подростку о половых отношениях! Подросток же живет своей жизнью, познавая при этом без спросу у них запретное, доставляя массу проблем и взрослым, и себе самому.
Первые интимные отношения
«...Умоляю, посоветуйте, что мне делать. Мне 15 лет. Ему — еще нет 17. Я его очень люблю. Не представляю без него своей жизни. Но он требует доказательств. Говорит, что в этом нет ничего страшного. Тан многие поступают. И он прав. Я знаю немало девочек, которые были с ребятами.
Помогите! Я не хочу терять его!
Лена К.»
«...Мы с ним дружили с восьмого класса. Очень любили друг друга. Но вот в 10-м классе, когда мне было чуть больше 16-ти лет, я забеременела. Это был гром среди ясного неба. Когда он узнал об этом, то стал от всего отказываться. В общем, струсил.
Для меня наступили черные дни. Беременность прервали. Операция была долгой и сложной. Но я выдержала, выстояла, выжила, правда, надеялись на это немногие.
В школе от меня все отвернулись, хотя раньше уважали и гордились мною, всегда ставили в пример.
Виктория Н.»
Множество таких историй об опыте первых интимных отношений встречается в жизни. В них просят совета, умоляют о помощи, исповедуются и снова просят совета. В общем — отчаянный крик души. А тема одна — любовь, воспитание культуры чувств и... интимных отношений. Тема — извечная, во все времена для молодежи важная, волновавшая и наших бабушек, и родителей. Волнующая каждое вновь приходящее в эту жизнь поколение.
Этика интимных отношений должна соблюдаться при общении с еще совсем маленькими детьми.
Цитаты.
— Мама, а как я появился?—
однажды задал мне сакраментальный детский вопрос мой четырехлетний сынишка. — А
папа? А бабушка?
В первое мгновение, признаюсь, я растерялась, и на кончики языка уже было зависла спасительная байка про аиста. Но кто мне дал право солгать и уйти от ответа? Он — первооткрыватель, познающий мир и себя в нем. Малыш хочет знать, как появился на свет он и все те, кто были до него, как, собственно, и то, откуда взялось все в этом мире. Но, отвечая на второй вопрос, разве мы стараемся обмануть его? Напротив!
Сегодня половое воспитание детей надо начинать с детского сада. Но до сих пор многие взрослые убеждены в том, что с детьми не следует обсуждать проблемы пола. Они стараются как можно меньше говорить на «запретную» тему или вообще не говорить о ней.
И тем самым формируют у детей неправильное отношение к половой жизни как к чему-то грязному, постыдному. С детьми обязательно надо говорить на эту тему, объяснять им все как есть, но, конечно же, с учетом их уровня развития. Ребята должны знать физиологию мужчины и женщины. Тут не должно быть секретов, Необходимо, чтобы они понимали: это — не забава, с этим связаны вопросы не только здоровья, но и любви, морали.
Да, нынешняя молодежь стала умнее, требовательнее. Она хочет, должна и имеет право понимать суть бытия. Однако в силу отчасти традиции, отчасти — консервативной морали в нашем обществе длительное время бытовало мнение, что в вопросах интимных отношений человек ориентируется сам по себе и что широкое обсуждение этой темы, пропаганда знаний даже на научной основе неэтичны, непристойны. Они якобы способствуют лишь зарождению нездорового интереса к проблемам взаимоотношения полов и падению нравов. До сих пор слово СЕКС у многих вызывает ассоциацию с чем-то непристойным, хотя в переводе с латыни sexus обозначает не более чем ПОЛ.
Из поколения в поколение на тему сексуальных отношений накладывалось вето, ковался стереотип: «это стыдно, аморально». Всякие попытки заговорить об этом вызывали, да и сейчас еще случается, лавину ханжеского гнева. И иной раз начинает казаться, что живут в нашем государстве не мужчины и женщины, а некие бесполые граждане. Так что о чем-то таком говорить нам вовсе ни к чему. Тем более ни к чему просвещать в этом направлении детей.
И не просвещали. Только в последнем издании школьного учебника по анатомии, физиологии и гигиене человека появилось изображение человеческого тела, на котором обозначены наряду со всеми органами и половые. Однако каждый мальчик, каждая девочка с малых лет знают, чем они отличаются друг от друга. А о том, как размножается человек, в учебнике преподносилось и вовсе вне связи с половыми органами мужчины и женщины.
«У нас обыкновенно думают, — писал в свое время В. Г. Белинский, — что девственная чистота состоит в младенческом неведении: ложная мысль!
Если добродетель есть неведение, то все животные есть предобродетельные особы. Добродетель девушки не в том, чтобы она младенчески не знала, а в том, чтобы она младенчески знала и в знании оставалась чистою и девственною».
Xотим мы того или нет, ко наша молодежь начинает рано, вступать в половые отношения. Запретами тут ничего не добьешься, — такое заключение выносят сегодня многие медики — специалисты в области сексологии, гинекологии.
Они же свидетельствуют, что физиологическое созревание подростков нынче начинается в 9-13 лет. Это гораздо раньше, чем у их ровесников лет 40—50 назад. В этом возрасте ребята еще не имеют ни малейшего понятия о физиологии человека, плохо представляют, что такое личная гигиена, не говоря уже об этике взаимоотношений между полами. Но именно в этом «трудном возрасте» у подростков появляется жгучий интерес к сексуальным вопросам, желание узнать, так упорно скрываемую взрослыми, тайну рождения человека.
Однако, не получив вразумительных ответов ни от родителей, ни от учителей на уроках анатомии, этики семейных отношений, начинают понимать, что эту земную тайну вместе со взрослыми им раскрыть так же невозможно, как и тайну космических «черных дыр». На поиски истины они отправляются самостоятельно, и можно не сомневаться: они получат ответы на свои вопросы за пределами семьи, школы.
— Недавно ко мне на прием одна мама привела 13-летнюю девочку, — рассказывает детский гинеколог — Привела, увы, обеспокоенная вовсе не тем, чем надо было бы. Уже по внешнему виду было ясно, в чем дело, но матери и в голову не приходила мысль о беременности ее малолетней дочери. После обследования оказалось, что девочка уже на шестом месяце. Эта новость буквально сразила мать. Ее девочка, которая нигде не бывает, ни с кем не гуляет и беременна. Как?! Этого она не могла понять, Так же, как и ее дочь не могла понять, отчего это с ней случилось, ведь они только понарошку игрались с соседским мальчиком. — К сожалению, случай этот не единичный, — констатирует Тамара Васильевна. Одни будут украдкой от родителей читать медицинскую энциклопедию, другие — кое-что выяснят из сокровищницы классической литературы. Хорошо, если в руки любопытного подростка попадется научно-популярная литература по сексологии, что маловероятно: книги эти большая редкость. Третьи — почерпнут информацию из мутного источника «в подворотне». Там всегда найдется «знаток», который, не стесняясь в выражениях, разъяснит отношения между полами. А четвертые...
Эротическая информация, которую подростки получают из книг, телевидения, кино, оседает на физиологически подготовленный, но психологически слабый организм. И вряд ли кто из них понимает, что рано наступившая половая зрелость далеко еще не соответствует их социальной зрелости.
О чем как раз и свидетельствует врачебная статистика:
В городе Краснодаре в 1987 году прервали беременность в возрасте до 17 лет 102 девушки.
1443 девушки, достигшие совершеннолетия, прервали первую беременность.
Около 20 процентов молодых женщин в городе Краснодаре из-за прерванной первой беременности бесплодны.
Наблюдения также показывают, что у рожениц моложе 18 лет чаще встречаются так называемые токсикозы беременности, психические травмы, а дети рождаются с пониженным весом, уродствами, нередко приводящими к их смерти.
И прерывание первой беременности, а проще говоря, аборт, и ранние роды, влекущие за собой различные патологические отклонения — все это причиняет не только физические страдания, но и разрушает еще не вполне окрепший юный организм. А какой наносит психологический урон — опустошение души, зачастую попранная, еще не успевшая расцвести любовь, потеря веры в людей, в будущее.
Кто-то из этих оступившихся девочек, девушек извлечет горький урок. Кому-то выстоять поможет умная, все понимающая мать. Ну, а кто-то покатится по «скользкой дорожке», пополняя команду проституток и матерей-кукушек.
Так не пора ли взрослым задуматься над всем этим? Подросткам нужны умные взрослые советы, а не безответственное, ханжеское: «Вот выйдете замуж (женитесь), тогда все и узнаете».
«Половой инстинкт есть, — пишет в книге «Мужчина и женщина. Отношение полов», известный советский сексолог А. Логинов, — он дан природой, а знаний о нем, культуры управлять им, понимания социальной значимости этой культуры, к сожалению, нет.
Важно понять: человек в половом отношении невоспитанный, недисциплинированный - безнравственен и никакими другими его достоинствами этого недостатка в социальном поведении компенсировать нельзя.
Нравственность в широком смысле становится нравственностью лишь тогда, когда ее носитель нравственен и в половом поведении, когда он в состоянии этим поведением управлять. Поэтому половое воспитание — это часть общего воспитания личности, включающая хорошо организованное и целенаправленное педагогическое воздействие на формирование здоровых, высоконравственных отношений между представителями мужского и женского пола».
НО С ЧЕГО начинать формирование высоконравственных отношений между полами?
Что посоветовать и как помочь тем сотням Лен и Викторий, вынужденным самим решать действительно недетские вопросы? Как подступиться к разговору с детьми о таких интимных, тонких проблемах, не перешагнув грани пристойности? Как отвечать девочкам семиклассницам на вопросы о контрацепции?
Надо признаться откровенно; к этому сегодня не готовы не только родители, но и большинство учителей, педагогов и даже медиков.
Помните, когда ввели серьезнейший, необходимый в жизни каждого предмет — этика и психология семейной жизни. Казалось бы, появилась прекрасная возможность начать со старшеклассниками разговор о нравственно-половом воспитании. Ан нет, между учителями возникают дискуссии, кому вести этот предмет. Доходит до того, что в иной школе проводить его, как бы между делом, для галочки, поручают учителю труда.
О чем говорят на этих уроках? Вскользь и банально о любви, больше — о распределении обязанностей между супругами по дому и ни грамма — о культуре интимных чувств, о том, без чего во многом нельзя сохранить ту же любовь и благополучие семьи. Почему так происходит? Наверное, и потому, что далеко еще не отработана методика преподавания этого предмета. И потому, что не хватает у педагогов зачастую элементарной просветительской культуры в вопросах нравственно-полового воспитания.
Куда же податься им за помощью? Ну конечно, в Дом санитарного просвещения.
- Прибегают к нам учителя, — рассказывает главврач Дома санитарного просвещения Е. П. КУРБАНОВА. — Помогите, просят, научите, как говорить с ребятами о сексе. Мы бы и рады помочь,
да сами не знаем. Литературы — нет, пособий — мало. Вот только с месяц назад как к нам кое-что поступило. Словом, для нас это сложная проблема.
Решать ее надо, а как? Квалифицированных специалистов в области сексологии, детской гинекологии можно сосчитать по пальцам. Пока подключаем к этой работе гинекологов, венерологов.
— Без сомнения надо снимать пелену запрета
воспитания половой культуры подростков, — убеждена и главный акушер-гинеколог — Надо говорить на эти темы со старшеклассниками одинаково и с мальчиками, и с девочками. У них не должно возникать нездорового любопытства, иллюзий сексуальной вседозволенности. Уже в 7-х классах нужно рассказывать о методах предохранения. Девушки должны знать: если что произошло, то надо обращаться в женскую консультацию, а не советоваться с подружками. Сколько девчонок, попав в неприятное положение, боятся признаться в этом матерям или кому-либо из взрослых. Они идут на все: на самоаборты, а это может иметь самый печальный исход, истязают себя, принимают всякую гадость. В конце концов сроки затягиваются и потом им чрезвычайно трудно помочь. О сохранении полноценного здоровья и говорить не приходится.
Но давайте представим на минуту: как 13 —16-летней девчонке отважиться впервые самой пойти в женскую консультацию? Предположим, просто за советом.
Во-первых, прочно устоялось представление о том, что женские консультации - это прежде всего для взрослых, замужних женщин. Во-вторых, вполне вероятно, что юная посетительница может встретить там соседку, кого-либо из знакомых. Что они подумают? Да и родителям могут рассказать. Нельзя сбрасывать со счетов и консерватизм самих врачей. Трудно себе представить, чтобы в женской консультации 15—17-летней незамужней девушке рассказывали и тем более рекомендовали контрацептивы. Ну, а если уж пришла с просьбой прервать беременность, то чаще всего встретит осуждающий, холодный взгляд. Не поэтому ли они и боятся туда обращаться.
Известно, что проблемы полового воспитания подростков также остро, как у нас сейчас, стояли и лет двадцать назад во многих западноевропейских странах. За эти годы там накоплен немалый опыт в их решении. Например, в Югославии действует специальный кинотеатр сексуального воспитания.
В ГДР есть музей анатомии. Туда в обязательном порядке приводят всех школьников. Доступно рассказывают им о физиологии мужчины и женщины. Наглядно показывают все части тела, все «органы на разборных муляжах. После таких уроков у ребят не возникает никаких двусмысленных вопросов. В этой стране уже давно существуют и специальные анонимные кабинеты для подростков, куда они могут обратиться за консультацией к врачу по любому вопросу.
Очень остро стояла проблема ранних абортов в ФРГ. Над ее решением долго ломали голову и в конце концов нашли выход: просто увеличили производство контрацептивов. Сразу же резко сократилось число «бортов вообще, а в частности почти не стало среди 15—16-летних.
Ну, а какие перспективы нравственно-полового воспитания молодежи, профилактики ранней беременности, абортов у нас?
Если откровенно признаться, то до сих пор практически целенаправленной работы в этом направлении у нес не проводилось. Медики много об этом говорят, но пока мало что сделали; то ли инертность мешает, то ли не принято было. Хотя именно имчаще всего приходится сталкиваться с последствиями половой безграмотности молодежи и разрешать их уже радикальными методами.
Сегодня многие девочки, девушки стали очень рано прибегать к прерыванию беременности. Это тревожный симптом: они не готовы к материнству и не берегут данный им природой дар. Относятся к себе крайне безответственно. В этом можно винить и их, но в не меньшей мере виноваты и мы: сказываются пробелы в работе с подростками школ, подростковых кабинетов, женских консультаций, серьезные недостатки в санитарно-просветительской работе.
Такая деталь, — у нас пока нет четко налаженного контроля за состоянием здоровья девочек подростков, девушек, а готовить их к будущему материнству просто необходимо. Те подростковые кабинеты, которые у нас есть в основном для мальчиков и то потому, что им призываться в армию.
Конечно, всякой бездеятельности можно найти оправдание, но кому от этого легче? Неужели так сложно и у нас создать, например, те же анонимные подростковые кабинеты, где бы с пониманием относились и к сексуальным проблемам юношей и девушек, могли помочь умным, взрослым советом. Вероятно, к санитарно-просветительской работе среди школьников, да и их родителей по проблемам полового воспитания можно привлечь и школьных врачей. Вряд ли откажутся помочь в этом важном деле и сотрудники, студенты Кубанского мединститута.
Так кому же бить тревогу и по-настоящему, без ханжеских издержек, начинать браться за половое воспитание наших детей? Наверное, все же медикам при поддержке, конечно, педагогов, родителей. Но пока они витают в заоблачных эмпиреях, подростки стоят на распутье и сами, почти вслепую, ищут ответы на такие недетские вопросы. Многие ли найдут верное их решение?!